Острова "Братья" - Brothers Islands
(альтернативное название - El Akhawein Gezirat)
Острова Бразерс (Big Brother и Little Brother) расположены в 60-ти километрах от берега напротив египетского городка Эль Кусейр (Al-Qusair). И на расстоянии около одного километра друг от друга. Эта пара небольших островков является вершинами колоссальных пиков хребта подводной горы. Основание горы лежит на глубине сотен метров, а хребет не доходит до поверхности порядка 70 метров. И только два пика достигают уровня моря, образовывая острова. Склоны пиков до глубины 200 метров очень крутые и только ниже этого уровня становятся более пологими. Оба острова имеют плоскую форму и возвышаются над морем всего на 10-15 метров.
Обособленное расположение и наличие постоянных течений делают острова Бразерс настоящим оазисом посреди Красного моря. Течения с большим количеством питательных веществ и планктона способствуют бурному развитию колоний горгонарий, мягких и твердых кораллов, что в свою очередь дает пищу и убежище огромному рыбьему племени. Здесь вы увидите рыб-хирургов и представителей групперов, стайки луцианов и барабулек, рыб-флейт и бабочек, скорпеновых и гигантских мурен, голожаберных моллюсков и осьминогов, черепах и огромных наполеонов. Видовое разнообразие просто поражает. Естественно, что такая кормовая база не обделена вниманием хищников. Барракуды и большие тунцы - постоянные обитатели этих мест. Здесь можно встретить не только привычных темноперых серых акул, но и более редких и более крупных белоперых серых акул, длиннокрылых акул – лонгиманусов, молотоголовых акул и акул-лисиц. В эти места периодически наведываются и другие обитатели морских глубин, которых нечасто встретишь на других рифах и островах — китовые акулы, манты и рыба-луна.
С 1986 года осторова Бразерс, наряду с рифом Дедалус (Daedalus Reef) и островами Рокки (Rocky Island) и Забаргад (Zabargad Island), входят в состав национального морского парка. Посещение морского парка возможно только после оформления и оплаты специального разрешения и только на сафарийных ботах, имеющих лицензию.
Большой Брат (Big Brother)
Арабское название – El Akhawein Kebir
Координаты – 26о18'7.32'' N; 34o51'44.34'' E
Как видно из названия, этот островок больше своего соседа. Он имеет форму сильно вытянутого с северо-запада на юго-восток овала. Его длина около 400 метров, а площадь всего 0.05 km2. Прямо по центру острова расположен маяк.
Погружения можно делать с любой стороны острова.
Первое, самое раннее погружение целесообразно делать вдоль северо-восточной стороны, наиболее освещенной утренним солнцем. Начать его лучше с зодиаков на северо-западной оконечности острова, и провести дрифт вдоль рифа держа его по правое плечо. На этой стенке имеется пара расщелин-каньонов, в которых прячутся от течения стайки луцианов и черных маколоров. Здесь вы встретите одиночных и стайных барракуд, тунцов и групперов. Часто можно встретить проплывающих акул-молотов. При сильном течении дрифт заканчивается практически у стоянки ботов на юго-восточной стороне острова.
На юго-восточной оконечности острова имеется пологое плато, которое с глубины порядка 40 метров обрывается в бездну. Это очень хорошее место для наблюдения за акулами. Чаще всего это темноперые серые рифовые акулы, но на краю плато, если позволит течение, можно встретить молотов. Также здесь постоянно встречаются гигантские мурены, каранксы и тунцы. Сложность для погружений в этом месте могут создать сильные течения, которые стремятся оттащить вас от плато в открытое море. Нужно быть очень осторожным, здраво оценивать свои силы и тщательно планировать погружение. Закончить погружение можно, уйдя на юго-западную сторону острова, держа риф по правое плечо. Здесь течение сильно ослабевает и можно спокойно пройти остановку безопасности, любуясь обилием мелкой живности и фотографируясь с крупными наполеонами. Погружение в этом месте нужно планировать на первую половину дня, первым или вторым, когда солнце хорошо освещает плато.
Для любителей затонувших объектов на острове Big Brother есть два затонувших судна Нумидия (Numidia) и Аида (Aida).
Нумидия
Это британское грузовое судно было построено в Глазго для компании Anchor Line Ltd. Спущено на воду 4 февраля 1901 года. Длина судна - 137,4 метра, ширина - 16,7 метра, осадка - 9,2 метра, водоизмещение - 6399 тонн. Трехцилиндровая паровая машина, вращавшая один винт, обеспечивала максимальную скорость 12 узлов.
В свой первый рейс Нумидия вышла 28 февраля 1901 года из Глазко в Калькутту и обратно под командованием капитана Джона Крейга (John Craig). Плавание прошло гладко.
Второй рейс судна, однако, оказался последним. Корабль покинул Ливерпуль, направляясь в Калькутту, 6 июля 1901 года с общим грузом 7000 тонн и экипажем из 97 человек. 19 июля, после успешного прохождения Суэцкого канала, Нумидия продолжила свой путь на юг. В 19:00 прошли остров Шедван. Погода была ясная, дул легкий северо-западный бриз, в 23:00 курс судна был скорректирован и два часа спустя, в час ночи 20 июля, немного левее курса был замечен свет маяка острова Big Brother. Капитан Крэйг снова изменил курс судна с намерением пройти в миле к западу от острова. После этого капитан покинул мостик, оставив вахтенного офицера наблюдать за маяком, который находился по курсу корабля. В 2:10 капитан был разбужен звуком посадки на мель. Быстро прибыв на мостик, он обнаружил, что судно налетело на мелкое (глубина до 6-7 метров) северное плато острова, практически прямо под маяком.
Следующие два часа капитан и команда пытались снять судно с мели, но безрезультатно. Когда корабль наскочил на мель носовая часть получила повреждения и в трюма постепенно поступала вода, но насосы справлялись. В 7:30 утра в Суэц была отправлена телеграмма с просьбой оказания помощи. По прибытии других судов опять предприняли попытки снять Нумидию с мели, но также безрезультатно. Поняв что судно потеряно, капитан, для спасения команды, позволил покинуть судно. Корабль еще в течении 7 недель удавалось удерживать на плаву. За это время большая часть груза была спасена. Затем Нумидия затонула.
При судебном разбирательстве было установлено, что вахтенный офицер заснул на своем посту. Его действующее свидетельство было приостановлено на 9 месяцев.
Погружения на Нумидию
Сейчас Нумидия является одним из самых интересных и красивых затонувших кораблей в мире. Хорошо омываемое течениями, судно покрыто роскошными колониями разноцветных мягких и твердых кораллов. Это обилие кораллов и практически вертикальное расположение корабля на стенке рифа оставляют незабываемые впечатления от погружения. Даже те, кто не любит затонувшие объекты, отмечают это.
Носовая, сильно разрушенная штромами, часть Нумидии находится на уровне 8 метров. Здесь же вы найдете пару паровозных колес, которые изначально были частью палубного груза. Но ниже 8 метров судно очень хорошо сохранилось. Отсутствуют только деревянные элементы. Леерные ограждения, шлюпбалки, палубные лебедки и мачты все еще на месте. От мостика остались только металлические элементы, так как основная его часть была деревянной. Нижняя часть ходового мостика находится на глубине порядка 35 метров, машинное отделение - 40 метров. Исследование 3 и 4 трюмов, кормовой мачты и винто-рулевой группы возможно только при техническом погружении после специальной подготовки.
Погружение на Нумидию делаются с зодиака. Входим в воду немного севернее и по течению, держа риф по левое плечо, подходим к судну. Надо учитывать, что в этом месте течения зачастую очень сильные, но при осмотре корабля есть возможность прятаться за его элементами. Осмотрев корабль, уходим на юго-западную стенку рифа, держа его по левое плечо. Постепенно выходя на остановку безопасности, осматриваем верхнюю часть юго-западной стенки. Здесь риф очень изрезан, небольшие расщелины, маленькие гротики и нависающие карнизы, стали хорошим убежищем для мелкой живности. Также здесь вы можете встретить черепаху.
Аида
Аида была построена как судно обслуживания маяков и бакенов для Египетской Администрации портов и маяков. Строилось судно на верфях Луары, Нант, западная Франция, и было спущено на воду в июне 1911 года. Его длина 75,1 метра, ширина - 9,7 метра, осадка - 7 метров, водоизмещение - 1428 тонн. Трехцилиндровый паровой двигатель обеспечивал скорость в 9 узлов. В какое-то время своей эксплуатации Аида выполняла перевозку войск.
Во время второй мировой войны Аида получила повреждения. Об этом имеется упоминание в официальном Британском Военном Дневнике. Запись от 8 октября 1941 года гласит:
"Отчет об обстановке
Египет и территория канала:
Пароход Розали Мюллер был потоплен на якорной стоянке в результате вражеской воздушной атаки с 00:45 до 1:40. Пароход Аида (судно обслуживания портов и маяков) был потоплен на якорной стоянке у Зафарана. Атаку произвел Хенкель HE 111, который тут же потерпел катастрофу в результате удара об мачту Аиды. Пароход Аида может быть восстановлен".
Нападение немецких самолетов на Розали Мюллер было роковым. Но Аиду удалось спасти. Капитан быстро принял решение и выбросил судно на мель. Позже Аиду отремонтировали и она продолжала службу до 1957 года.
15 сентября 1957 года капитану Аиды было поручено произвести смену гарнизона и пополнить запасы провианта и пресной воды на острове Big Brother. Во время перехода разыгрался шторм, но капитан все-таки решил идти к островам. Причал на Большом Брате находится на юго-западной стороне острова, наиболее защищенной от преобладающих северных ветров и волн. Но при попытке пришвартоваться капитан не справился и ударил Аиду о риф. Пароход практически сразу начал набирать воду. Капитан послал сигнал бедствия и с пассажирами и командой покинул судно. Большую часть (77 человек) взял на борт подошедший на вызов буксир. Остальные, вместе с капитаном, сошли на остров. Аида некоторое время дрейфовала на северо-запад, а затем затонула.
Погружение на Аиду.